Башкирская кровь и татарский язык

Почему за советский период башкирское население северо-запада Башкортостана частью изменило свою идентичность на татарскую? Дискуссия вокруг этого вопроса ведется уже долгое время, ее крайняя политизация до сих пор затрудняет спокойный анализ этнических процессов.

Эта проблема корнями уходит в миграционные процессы, которые интенсивно шли в дореволюционный период. Национально-территориальное деление в советский период усложнило эту крайне болезненную тему, увела ученых от сути проблемы. К примеру, до сих пор идет постоянное муссирование идеи о том, что понятие «башкир» было сословным определением. Данная идея опровергается значительным массивом архивных источников. Более того, в Российской империи все  население было поделено по сословному признаку, то есть это не было характерным признаком лишь башкирского народа. Так, большая часть русского населения состояла из государственных, помещичьих и удельных крестьян; башкиры находились в сословии башкир-вотчинников либо в сословии башкир-припущенников (тептярей). Татары были дифференцированы по сословному признаку наиболее сильно: существовали служилые, чемоданные, торговые татары и т.д. 

     Свидетельства о том, что башкиры с давних пор были хозяевами огромных вотчинных земель, подтверждаются материалами ревизий, Всероссийской сельскохозяйственной и поземельной переписи 1917 г., а также другими достоверными источниками. До революции 1917 г. северо-западные районы Республики Башкортостан входили в состав Уфимской губернии. Этнический состав населения был пестрым, поскольку в ХIХ веке шел интенсивный приток мигрантов. Кроме башкирского населения на этой территории появились татароязычные мигранты и мишари. Там же проживали еще и тептяри, которые, как и башкиры, были наделены привилегиями. В состав тептярей входило множество народов Поволжья, в том числе удмурты и марийцы. В 1922 г. территории Уфимской губернии были введены в состав Малой Башкирии. По данным переписи 1920 г. только в трех уездах Уфимской губернии (Белебеевском, Уфимском и Бирском) тогда проживало 524,3 тыс. башкир. Мензелинский уезд, где находилось значительное число башкирского населения, был передан Татарской АССР, в результате чего численность башкир в нем с 123 тысяч упала до нуля.    

В то же время на северо-западе БАССР возник такой феномен как “татароязычные” башкиры.  Впервые их выявила перепись 1926 г.,  которая ввела раздельные графы «национальность» и «родной язык». Перепись показала, что если в конце ХIХ века 89% населения северо-западного региона считали родным башкирский язык, то в 1926 г. 94% населения этих районов признало таковым татарский. Но башкиры все же  продолжали идентифицировать себя с материнским этносом.

После образования в 1919 г. Башкирской автономии встал вопрос о создании башкирского литературного языка. Среди политиков и ученых развернулась дискуссия, в итоге которой было принято решение создать литературный язык на основе восточного и южного диалектов. Предложение создать  язык  на основе трех диалектов было отклонено, так как северо-западный диалект башкирского языка был подвержен влиянию татарского языка. Новый литературный язык был введен в 1923 г. и стал языком официальной, деловой и культурной жизни республики.

Грубые ошибки пропагандисткой машины, не сумевшей простым и понятным языком объяснить населению северо-западных районов принадлежность их диалекта к башкирскому языку, привели к тому, что северо-западные башкиры, видя как их диалект отличается от литературного башкирского, стали считать свой язык татарским. В результате этого появилось несколько поколений с деформированным сознанием, когда человек осознавая себя башкиром, считал при этом, что он говорит на татарском языке.

Большинство татарских ученых лингвистов не признает наличие северо-западного диалекта в башкирском языке, относя его к системе татарских диалектов. Основной упор делается на то, что существовавшая при царизме сословная система поощряла татар записываться  башкирами. Но революция 1917 г. ликвидировала сословные привилегии и должна была привести к полной самоидентификации населения. Почему же этого не произошло?

Л.Н.Гумилев говорил, что единство языка не является фактором приводящим к этническому единству. Иными словами даже если правы казанские ученые утверждая, что северо-западные башкиры говорят на диалекте татарского языка, из этого вовсе не следует, что они татары. При несовпадении языка и национальности, определяющим становится все-таки национальность, а не язык. И поэтому преувеличивать значение языка не следует.

К сожалению, современные российские научные подходы продолжают основываться на идеях советской этнографии, выросшей из жесткой сталинской схемы “один народ - один язык”. Необходимо считаться с реальностью и перестать делить народ на башкироязычных, татароязычных и русскоязычных башкир. Сама мысль о том, что люди при каждом давлении государства легко меняют свое этническое самосознание, кажется уничижительной.

 

Азамат Хайбуллин, историк

 
По теме
 
О налогах - Белебеевский район Поступления местных налогов в бюджет Белебеевского района (земельный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц) по состоянию на 1 ноября 2018 года составили 15899,6 тыс.
14.11.2018
Игорь Тальков был убит 27 лет назад - Комсомольская правда Уфа Вдова рок-звезды потребовала привлечь к ответственности виновного в гибели ее мужа Роман ЛЯЛИН Со дня смерти Игоря Талькова прошло уже 27 лет, но убийца рокера до сих пор не наказан.
15.11.2018 Комсомольская правда Уфа
Ярослав Сумбаев под стражей, решается вопрос о его экстрадиции Алена МАРТЫНОВА Спустя месяц после того, как следователя транспортной полиции Евгению Шишкину расстреляли возле собственного дома ,
14.11.2018 Комсомольская правда Уфа
Малыш скончался от менингококковой инфекции в стенах больницы Эльвина АПАРИНА 6 ноября в семье уфимцев Алексеевых произошло горе – в четвертой инфекционной городской больнице скончался их двухлетний ребенок.
14.11.2018 Комсомольская правда Уфа
Экскурсия в выставочный зал «Ижад» - Управление образования г. Уфа Обучающиеся объединения «Вернисаж» (педагог Хамматова А.М.) ЦДТ «Созвездие» посетили выставочный зал «Ижад» Башкирского государственного художественного музея им.
15.11.2018 Управление образования г. Уфа
В БГПУ им. М. Акмуллы завершился IV Международный молодежный литературный фестиваль «КоРифеи» - БГПУ им.М.Акмуллы В БГПУ им. М. Акмуллы завершился IV Международный молодежный литературный фестиваль «КоРифеи», который с 2015 года проводится кафедрой русской литературы БГПУ им.
15.11.2018 БГПУ им.М.Акмуллы
В картинной галерее выставлены работы Виктора Бивняева Юбилейная выставка ишимбайского живописца Виктора Бивняева, приуроченная к 70-летию автора, случилась в Стерлитамакской картинной галерее незапланированно.
14.11.2018 Стерлитамакский рабочий
Мощные удары сотрясают землю – здесь на пересечении улиц Союзной и Чкалова работает сваебой.
13.11.2018 Уфимские Ведомости
«Что ж, мы – на зимние квартиры» ? - Уфимские Ведомости 11 ноября футбольный клуб «Уфа» сыграл на стадионе «Нефтяник» заключительную домашнюю игру уходящего 2018 года.
15.11.2018 Уфимские Ведомости
RixHlXp820M.jpg - Администрация г. Октябрьский В период с 5 по 11 ноября спортсмены Октябрьского пополнили копилку наград на соревнованиях различного уровня.
15.11.2018 Администрация г. Октябрьский
И. ГИЛЬФАНОВА В СДЦ «Агидель» прошёл спортивный фестиваль, посвященный Дню профсоюзного работника.
13.11.2018 Огни Агидели
Стас Урусов стал серебряным призером чемпионата мира по жиму лежа, а Азалия Аминева — серебряной призеркой первенства Европы по боксу среди девушек 15—16 лет.
12.11.2018 Октябрьский нефтяник
Сыры подмосковного фермера Олега Сирота в ожесточенной борьбе взяли две престижных награды на XIV сырной Олимпиаде в Австрии, заткнув за пояс многих потомственных сыроваров Европы [фото, видео] Олег СИРОТА О том,
12.11.2018 Комсомольская правда Уфа
Прокуратура Октябрьского района г. Уфы провела проверку соблюдения жилищных прав граждан, проживающих в аварийном многоквартирном доме № 4 по ул.
15.11.2018 Прокуратура РБ